Издательский Центр Аква-Терм

Поверка водосчетчиков – за и против

Опубликовано: 13 апреля 2009 г.

238

В последнее время, особенно после принятия Жилищного кодекса РФ, весьма активно обсу-ждаются вопросы поквартирного учета. Серьезные дискуссии, которые сейчас развернулись на семинарах и конференциях, на страницах газет и журналов, в Интернете, касаются про-блемы поверки этих приборов. Здесь существуют две диаметрально противоположные точки зрения: 1) квартирные водосчетчики нужно обязательно поверять; 2) квартирные водосчетчики поверять не нужно вообще. Иных вариантов спорящие стороны не признают.  
В. Каргапольцев
Подписаться на статьи можно на главной странице сайта.

Обе точки зрения так или иначе связаны с финансовым интересом сторон. Для владельца водосчетчика поверка – это малопонятная и затратная процедура. Поэтому большинство вла-дельцев квартир, в которых установлены водосчетчики, выступают против поверки. Потре-бителю, купившему прибор с паспортным сроком службы 8–10 лет, едва ли кто-то сможет объяснить, почему он раз в четыре года должен демонтировать это изделие, относить его в некую организацию для проведения непонятных ему процедур, и при этом – платить сумму, соизмеримую со стоимостью водосчетчика.   

По данным различных источников, от 60 до 80 % сданных в поверку квартирных водо-счетчиков признаются непригодными для дальнейшей эксплуатации.  Эта ситуация и поро-дила точку зрения, согласно которой водосчетчики поверять вообще не нужно, а процедура поверки – перекачивание денег от потребителя воды производителю работ по поверке водо-счетчиков.

Предприятия же, проводящие поверку, заинтересованы в максимальном объеме повероч-ных работ. Поэтому их позиция – поверка обязательна, и никакие иные аргументы просто не рассматриваются.

В чем причина сложившейся ситуации? Почему водосчетчики в основной массе не про-ходят поверку? Водоснабжающие организации в конфликтных ситуациях жалуются на низ-кое качество приборов, изготовители приборов – на низкое качество водопроводной воды. И те, и другие оказываются правы. Но, кроме вышеуказанных, существует еще целый ряд причин, из-за которых  возникают проблемы.

Производство приборов. При подготовке производства изготовитель разрабатывает при-бор, выпускает опытную партию, проводит испытания для целей утверждения типа, получа-ет сертификат на прибор. Изделия опытной партии хорошо подготовлены к испытаниям, и весь процесс заканчивается успешным получением лицензии на производство. При органи-зации серийного производства для снижения отпускных цен изготовители иногда использу-ют более дешевое сырье и комплектующие изделия без входного контроля их качества. В результате – качество приборов серийного производства отличается (в худшую сторону) от качества приборов опытной партии. В некоторых случаях производители переходят на «от-верточную» сборку из комплектующих с неизвестными характеристиками.

Кроме того, в свободной продаже можно встретить контрафактные водосчетчики с мар-кировкой известных мировых производителей, стоимость которых на десятки процентов меньше стоимости легальной продукции.

Транспортировка, хранение и сбыт. Транспортировка автотранспортом, хранение на не-отапливаемых складах, продажа на открытых рынках в зимнее время приводит к растрески-ванию пластмассовых элементов приборов и искажению их показаний.

Эксплуатация приборов. Вода в системах водоснабжения далеко не всегда соответствует утвержденным нормативам. А несоответствие рабочей жидкости нормам стандарта приво-дит к ускоренному износу приборов. Получается, что водосчетчики, предназначенные в соответствии с требованиями своей нормативной документации для измерения объема питьевой воды по ГОСТ Р 51232-98, используются для измерения некой субстанции, которая питьевой водой в большинстве случаев не является.

В системах домового водоснабжения, как правило, отсутствуют устройства регулирова-ния давления. В ночное время при отсутствии водоразбора водосчетчик подвергается воз-действию повышенного давления, в утренние и вечерние часы давление резко падает из-за роста потребления воды. Это циклическое воздействие перепадов давления также ведет к ускоренному износу прибора.

Изменить процентное соотношение приборов, признаваемых при поверке годными и не-годными можно только в том случае, когда будут приняты меры по устранению вышеука-занных причин на всех этапах – от производства до эксплуатации, как в техническом, так и в организационном плане. Только применение комплексных мер может привести к коренному изменению сложившейся ситуации.

Что касается использования результатов поверки применительно к сложившейся ситуа-ции, то, в соответствии с МИ 2293-94, «органы государственной метрологической службы и юридические лица обязаны вести учет результатов периодических поверок и разрабатывать рекомендации по корректировке межповерочных интервалов с учетом специфики их приме-нения». В соответствии с этим органы Ростехрегулирования РФ обязаны корректировать межповерочные интервалы приборов. В случае с водосчетчиками – корректировать межпо-верочный интервал в сторону уменьшения для тех типов приборов, которые имеют худшие результаты при поверке. И, таким образом, постепенно снижать на них спрос, удалять их с рынка, освобождая место для более качественной продукции. При этом охват поверкой всего существующего парка приборов необязателен. МИ 2293-94 позволяет проводить выборочную поверку однотипных приборов и на основании ее результатов делать выводы о необходимости корректировки межповерочных интервалов всего парка приборов указанного типа.

Таким образом, в сложившейся ситуации замена водосчетчиков на новые после заверше-ния межповерочного интервала для населения выгоднее, чем поверка; обязательные поверки для корректировки межповерочного интервала приборов достаточно проводить в ограниченном объеме территориальными органами Ростехрегулирования РФ (центрами стандартизации и метрологии).



Поделиться:

вернуться назад